Размер:
A A A
Цвет:
C C C C
Изображения Вкл Выкл.

Часть 1

Приложение

к распоряжению Правительства

Ханты-Мансийского

автономного округа – Югры

от 4 апреля 2015 года № 169-рп

 

Отчет Губернатора Ханты-Мансийского

автономного округа – Югры о результатах деятельности

Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

за 2014 год, в том числе по вопросам, поставленным Думой

Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

 

I. Отчет Губернатора Ханты-Мансийского

автономного округа – Югры о результатах деятельности

Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

 

Макроэкономическая ситуация в Ханты-Мансийском автономном
округе – Югре (далее – автономный округ, Югра) в 2014 году в целом характеризуется показателями, включенными в таблицу 1.

При этом следует заметить, что:

уровень безработицы находился на исторически минимальном уровне;

потребительская модель поведения домашних хозяйств к концу года складывалась под влиянием внешнеторговых ограничений и девальвации национальной валюты. В конце года наблюдался повышенный спрос на рынке товаров длительного пользования, особенно бытовой и компьютерной техники;

среднедушевые денежные доходы населения составили 3,7 прожиточных минимума в среднем на душу населения;

в декабре 2014 года инфляция на потребительском рынке (к декабрю 2013 года) составила 8,2 % (декабрь 2013 года к декабрю 2012 года – 6,2 %);

Югра среди субъектов Российской Федерации занимает восьмое место и первое среди регионов Уральского федерального округа по числу родившихся на тысячу человек населения[1]. Показатели рождаемости в Югре превышают показатели смертности населения в 2,7 раза;

с начала года численность жителей автономного округа увеличилась на 14,6 тыс. человек, составив 1605,3 тыс. человек.


 

Таблица 1

Динамика показателей социально-экономического развития

Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

 

 

2010

2011

2012

2013

20141

Российская Федерация 2014[2]

Валовой региональный продукт, млрд. рублей

1971,9

2440,4

2703,6

2789,7[3]

2837,6

70975,8[4]

Индекс физического объема ВРП, в процентах

103,0

100,9

98,1

100,0

100,0

100,6

Структура валового регионального продукта, в процентах

Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство

0,3

0,3

0,3

0,3

0,3

3,5[5]

Добыча полезных ископаемых

63,0

67,0

67,9

65,5

64,4

9,8

Обрабатывающие производства

2,9

1,9

1,5

1,6

1,7

13,2

Электроэнергетика

3,3

3,2

2,9

3,1

3,2

2,9

Строительство

5,5

5,5

5,6

5,5

5,7

5,8

Торговля

4,5

3,8

3,5

3,9

4,0

15,3

Гостиницы, рестораны

0,4

0,4

0,5

0,5

0,5

0,9

Транспорт и связь

6,9

5,8

6,4

7,6

7,7

7,1

Финансовая деятельность

0,1

0,1

0,1

0,1

0,1

4,6

Операции с недвижимым имуществом

7,8

6,8

5,8

6,0

6,2

10,4

Государственное управление

1,8

1,7

1,8

1,8

1,9

5,7

Образование

1,2

1,3

1,4

1,5

1,6

2,6

Здравоохранение

1,8

1,8

1,9

2,1

2,2

3,3

Предоставление прочих услуг

0,5

0,4

0,4

0,5

0,5

14,9

Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами по видам экономической деятельности: добыча полезных ископаемых, обрабатывающие производства, производство и распределение электроэнергии, газа и воды, млрд. рублей

2173,8

2614,3

2913,4

2921,0

3037,5

43408,0

Индекс промышленного производства, в процентах

98,6

98,7

98,6

98,4

98,7

101,7

Инвестиции в основной капитал, млрд. рублей

507,2

637,0

671,1

720,1

709,4

13460,5

Индекс физического объема инвестиций в основной капитал, в процентах

108,8

117,2

105,4

101,5

92,4

97,5

Индекс потребительских цен на конец периода (декабрь к декабрю)

107,8

105,3

104,8

106,2

108,2

111,4

Реальные располагаемые денежные доходы населения, в процентах

93,4

98,4

104,5

102,0

100,5

99,0

Реальная заработная плата, в процентах

99,4

103,1

108,2

100,9

101,0

101,3

Оборот розничной торговли, млрд. рублей

253,9

271,9

303,1

341,4

359,5

26118,9

Индекс физического объема оборота розничной торговли, в процентах

90,9

102,3

108,8

106,1

101,1

102,5

Объем платных услуг населению, млрд. рублей

65,3

73,1

77,2

85,4

94,8

7298,9

Индекс физического объема платных услуг населению, в процентах

98,3

106,9

102,8

102,9

101,4

101,3

Поступление налогов и сборов и иных обязательных платежей в консолидированный бюджет Российской Федерации, млрд. рублей

1052,6

1489,7

1681,7

1707,7

1925,6

12670,5[6]

Доля в процентах в консолидированном бюджете Российской Федерации

13,7

15,3

15,3

15,1

15,2

х

 

 

  1. Инвестиционный климат и инвестиционная политика

Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

 

В марте 2013 года был принят основополагающий документ стратегического планирования – Стратегия социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры до 2020 года и на период до 2030 года (далее – Стратегия – 2030).

В целях ее реализации одновременно с документом были приняты 4 дорожные карты: развитие человеческого потенциала; устойчивое экологическое развитие; повышение эффективности базового сектора экономики автономного округа и развитие диверсифицирующих отраслей; содействие развитию малого и среднего предпринимательства, инновационному развитию и формирование благоприятного инвестиционного климата.

Инструментом реализации Стратегии – 2030 являются 25 государственных программ.

Во всех указанных документах большое внимание уделено мероприятиям, способствующим достижению цели определенной в Стратегии – 2030, – повышение качества жизни населения в результате формирования новой модели экономики, основанной на инновациях и глобально конкурентоспособной. Определены и синхронизированы промежуточные и окончательные целевые значения, которые позволяют оценить эффективность принимаемых управленческих мер в среднесрочном периоде.

Неотъемлемой частью Стратегии – 2030 является Инвестиционная Стратегия автономного округа, определяющая в этой сфере приоритеты региона. В 2014 году Правительство автономного округа сконцентрировало усилия на решении одной из приоритетных задач Стратегии – 2030 – повышении инвестиционной привлекательности с целью сохранения макроэкономической стабильности и повышения качества жизни населения.

Инвестиционная Стратегия Югры отвечает на вопросы улучшения делового климата, определения механизма оценки реализации национальной предпринимательской инициативы, создания благоприятных условий для осуществления предпринимательской деятельности, обеспечения доступа негосударственного сектора в бюджетную сферу и повышения производительности труда, поставленные Президентом Российской Федерации в ежегодном послании.

Раздел настоящего отчета «Инвестиционный климат и инвестиционная политика Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» рассмотрен 23 марта 2015 года Экспертной группой АНО «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов» по мониторингу внедрения Стандарта деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в Югре (далее – Стандарт), которая признала его соответствующим требованиям Стандарта о ежегодном послании высшего должностного лица «Инвестиционный климат и инвестиционная политика в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре».

В целях обеспечения благоприятного инвестиционного климата, содействия инновационному развитию в 2014 году были реализованы мероприятия государственной программы «Социально-экономическое развитие, инвестиции и инновации Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на 2014 - 2020 годы». Основные результаты программы представлены в таблице 2.

 


 

Таблица 2

Наименование показателей результатов

2013

Значение показателя на 2014

 
 

план

факт

%

 

Количество реализованных основных положений Стандарта деятельности исполнительных органов государственной власти Югры по обеспечению благоприятного инвестиционного климата, единиц 

12

14

15

107,1

 

Количество организаций, принимавших участие в зарубежных выставочно-ярмарочных мероприятиях, ежегодно, единиц

10

30

55

183,3

 

Количество организаций, которым была оказана консультационная помощь по вопросам заключения и проведения внешнеэкономических сделок, ежегодно, единиц

10

20

20

100,0

 

Уровень развития государственно-частного партнерства, процент

39,0

47,8

51,0

106,7

 

Доля рабочих мест, созданных в компаниях-резидентах объектов инвестиционной инфраструктуры (бизнес-инкубаторов, технопарков, промышленных парков), в общем количестве занятого населения в автономном округе, процент

0,1

0,1

0,1

100,0

 

 

В Югре достигнуты показатели, по которым оценивается эффективность деятельности высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации по созданию благоприятных условий ведения предпринимательской деятельности (до 2018 года) утвержденные распоряжением Правительства Российской Федерации от 10.04.2014 № 570-р, в том числе:

внедрены 15 положений Стандарта;

во всех муниципальных образованиях утверждены документы территориального планирования и градостроительного зонирования;

срок прохождения и количество процедур, необходимых для получения разрешения на строительство эталонного объекта капитального строительства непроизводственного назначения сократилось на 45 дней, что соответствует установленным показателям;

уровень развития государственно-частного партнерства достиг 51,0 %.

В 2014 году в целях улучшения делового климата в соответствии с региональным планом мероприятий («дорожной картой»)[7] осуществлялась работа по повышению доступности энергетической инфраструктуры в автономном округе. Средний срок подключения энергопринимающих устройств потребителей (до 150 кВт) к энергетическим сетям в 2014 году составил 92 дня, что на 14 дней быстрее планового значения показателя для Югры. Количество этапов, необходимых для получения доступа к энергосети на территории автономного округа, соответствует плановому значению показателя и составляет 5 этапов.

В соответствии с проведенной Министерством экономического развития Российской Федерации в июне 2014 года оценкой эффективности деятельности руководителей федеральных органов исполнительной власти и глав субъектов Российской Федерации по созданию благоприятных условий ведения предпринимательской деятельности, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра включен в группу лидеров по уровню социально-экономического развития и степени достижения показателей по развитию инвестиционной среды[8].

В 2014 году продолжено формирование комплексной системы государственной поддержки инновационной и инвестиционной деятельности.

Доклад о ходе мониторинга соблюдения Стандарта ежеквартально представляется на рассмотрение Совета при Правительстве Югры по вопросам развития инвестиционной деятельности. Эффективность работы Совета отмечена экспертами Автономной некоммерческой организации «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов» как лучшая практика в Российской Федерации.

Функционирует специализированный интернет-портал об инвестиционной деятельности на четырех языках.

Одним из главных направлений развития Югры остается диверсификация экономики.

Сформированы лесопромышленный и газоперерабатывающий кластеры, при участии которых осуществляются меры по повышению уровня использования в Югре попутного нефтяного газа и переработки древесины.

В автономном округе приняты меры по стимулированию инвестиционной активности, действуют механизмы государственной поддержки инвестиционной деятельности в форме предоставления государственных гарантий, специальных налоговых режимов. Кроме этого, в 2014 году предоставлена государственная поддержка 41 инвестиционному проекту в объеме 329,7 млн. рублей, в том числе в форме:

субсидий на возмещение части затрат на строительство инженерных сетей и объектов инженерной инфраструктуры в сумме 24,8 млн. рублей;

субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по привлекаемым заемным средствам в сумме 304,9 млн. рублей.

Сформирован Реестр приоритетных инвестиционных проектов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры из 117 проектов.

В автономном округе реализуются утвержденные Председателем Правительства Российской Федерации приоритетные инвестиционные проекты в Уральском федеральном округе, включая:

строительство Няганьской ГРЭС, реализация которого завершилась в четвертом квартале 2014 года;

строительство тепличного комплекса 3,096 га ОАО «Агрофирма» в д. Ярки Ханты-Мансийского района, реализация первого этапа завершилась в четвертом квартале 2014 года;

реконструкция рыборазводного завода по воспроизводству ценных видов рыб в средней Оби в г. Ханты-Мансийске, плановое завершение проекта
в 2015 году;

строительство завода по производству ДСП ОАО «Югра – Плит» в г. Советский Советского района, плановое завершение проекта в 2015 году;

комплексный проект ОАО «Сибур», включающий строительство нового продуктопровода Южно-Балыкская ГНС – ТНХ, плановое завершение проекта в 2015 году.

В соответствии с концессионными соглашениями осуществляются проекты по модернизации объектов жилищно-коммунального хозяйства:

системы теплоснабжения г. Когалыма, п. Зеленоборска Советского района;

система водоснабжения и водоотведения г. Когалыма;

система электроснабжения г. Когалыма;

системы коммунальной инфраструктуры и иных объектов коммунального хозяйства, в том числе объектов водо-, теплоснабжения и водоотведения на территории пгт. Междуреченский Кондинского района.

Сформирован график передачи в концессию объектов жилищно-коммунального хозяйства муниципальных предприятий, осуществляющих неэффективное управление, в который включен 991 объект.

В 2014 году Центром развития государственно-частного партнерства при поддержке Министерства экономического развития Российской Федерации и Торгово-промышленной палаты Российской Федерации проведено исследование с целью определения уровня развития субъектов Российской Федерации для реализации проектов государственно-частного партнерства (далее – ГЧП). Исследование призвано систематизировать накопленный региональный опыт при реализации проектов ГЧП и продемонстрировать объективную картину развития ГЧП на территории Российской Федерации.

В сформированном по результатам исследования Рейтинге регионов по уровню развития ГЧП Ханты-Мансийский автономный округ – Югра занял 12 позицию (http://pppcenter.ru/assets/docs/raytingreg2014.pdf).

Югра отнесена к регионам, которые характеризуются высоким потенциалом для привлечения частных инвестиций в проекты ГЧП и активно внедряют практику реализации проектов ГЧП.

В Югре внедряется Стандарт развития конкуренции, утвержден План мероприятий по развитию конкуренции в автономном округе, направленный на формирование системы работы органов государственной власти в части реализации мер по развитию конкуренции в интересах конечного потребителя товаров и услуг, субъектов предпринимательской деятельности  и общества в целом[9].

В 2014 году приняты нормативные правовые акты автономного округа, заложившие современную основу обеспечения инвестиционной привлекательности Югры на качественном уровне, в соответствии с которыми:

создана организационная схема реализации потенциала  улучшения инвестиционного климата[10];

сформирован план мероприятий по обеспечению благоприятного инвестиционного климата[11] на трехлетний период;

определены составы проектной команды и рабочих групп для обеспечения взаимодействия различных организаций и органов власти при исполнении мероприятий по улучшению инвестиционного климата[12].

С целью активизации деятельности органов местного самоуправления муниципальных образований реализуется план мероприятий по стимулированию органов местного самоуправления муниципальных образований автономного округа к привлечению инвестиций и наращиванию налогового потенциала на 2014 - 2016 годы[13].

Несмотря на снижение объёмов инвестиций в 2014 году Югра занимает третье место в России по объему инвестиций на душу населения, при этом обеспечивая исполнение Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 596 «О долгосрочной государственной политике» по доле инвестиций 25,0 % в валовом региональном продукте.

В совокупности темпы физического объема инвестиций в основной капитал составили 126,0 % за последние 4 года, при этом в ценах соответствующих лет прирост составил 247,9 млрд. рублей.

Добиться высоких объемов вклада инвестиций в экономику и социальную сферу автономного округа удалось за счет масштабных строек и крупных инвестпроектов. При этом на 2013 год пришелся основной объем инвестиций, направленных на:

строительство Няганской ГРЭС и Нижневартовской ГРЭС;

приобретение ОАО «Сургутнефтегаз» и ОАО «Лукойл-Западная Сибирь» участков месторождений федерального значения;

строительство торгового комплекса «Оазис-Плаза» в г. Нягани с многозальным кинотеатром, парком развлечений, фудкортом, предприятиями розничной торговли продовольственной и непродовольственной группами товаров;

строительство регионального логистического торгово-развлекательного центра «Сургут Сити Молл» в г. Сургуте с 8-зальным кинотеатром, залом IMAX, океанариумом и парком семейных развлечений;

приобретение двух крупнейших по запасам углеводородов месторождений им. Шпильмана и Имилорской группы.

Динамика показателей, характеризующих инвестиционную деятельность, представлена в таблице 3.


 

Таблица 3

Динамика показателей,

характеризующих инвестиционную деятельность[14]

 

 

2010

2011

2012

2013

2014[15]

Инвестиции в основной капитал, млрд. рублей

507,2

637,0

671,1

720,1

709,4

Индекс физического объема инвестиций, в процентах

Югра

108,8

117,2

105,4

101,5

92,4

Россия

106,3

110,8

106,8

99,8

97,5

Инвестиции на душу населения, тыс. рублей

Югра 

331,7

411,2

426,7

452,7

441,9

Россия

64,1

77,2

87,9

92,4

92,1

Структура инвестиций по основным видам деятельности, в процентах:

добыча полезных ископаемых

77,6

75,9

73,8

70,9

75,4

обрабатывающие производства

0,9

0,6

1,1

1,5

2,1

производство и распределение электроэнергии, газа и воды

5,2

8,7

9,0

7,0

4,9

строительство

2,6

2,3

2,0

2,2

2,2

транспорт и связь

5,9

5,0

6,7

9,5

6,0

социальная сфера

3,0

2,3

2,4

2,2

2,2

сфера услуг

4,8

5,1

4,9

6,6

7,1

прочие

0,0

0,1

0,1

0,1

0,1

Структура инвестиций по источникам финансирования, в процентах:

собственные средства предприятий

83,7

80,9

81,1

81,6

85,7

привлеченные средства

16,3

19,1

18,9

18,4

14,3

Доля бюджетных средств в общем объеме инвестиций, в процентах

7,2

5,1

5,1

5,1

4,4

 

 

2. О деятельности Правительства Ханты-Мансийского автономного

округа – Югры по реализации указов Президента Российской Федерации

от 7 мая 2012 года № 596-601, 606

 

Координация деятельности органов исполнительной власти, муниципальных образований по реализации указов Президента Российской Федерации и контроль за их выполнением обеспечена проведением комиссии по вопросам социально-экономического развития и мониторингу достижения целевых показателей социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры[16] под руководством Губернатора автономного округа в ежемесячном режиме с участием представителей общественности и экспертных сообществ.

Правительством Югры утвержден комплексный план действий по достижению целевых показателей социально-экономического развития, установленных указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 597–601, 606 на 2012–2020 годы[17].

Разработана система мониторинга целевых показателей. Определен перечень из 117 показателей, обеспечивающих долгосрочную макроэкономическую стабильность. В связи с этим в государственных программах автономного округа были закреплены плановые значения указанных показателей на каждый год действия программы и их целевые значения в соответствии со сроками, установленными указами Президента Российской Федерации.

По предварительной оценке целевых показателей по состоянию на 1 января 2015 года по всем достигнуто запланированное годовое значение (100,0 % и выше).

С 2014 года на официальном сайте исполнительных органов государственной власти Югры размещена информация по Типовым формам отчетности о ходе исполнения поручений, содержащихся в указах Президента Российской Федерации: http://www.depeconom.admhmao.ru/wps/portal/ecr/home/ukaz_pr/.

По 39 целевым ориентирам, установленным в указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года, в 2014 году необходимо было достичь 4 показателя, все они достигнуты:

отношение средней заработной платы педагогических работников образовательных учреждений общего образования к средней заработной плате по субъекту Российской Федерации по состоянию на 1 января 2015 года – исполнение 103,7 % (целевое значение – доведение в 2012 году заработной платы этой категории работников до средней з/платы в регионе);

отношение средней заработной платы педагогических работников дошкольных образовательных учреждений к средней заработной плате в сфере общего образования в субъекте Российской Федерации по состоянию на 1 января 2015 года – исполнение 100,0 % (целевое значение – доведение к 2013 году заработной платы этой категории работников до средней з/платы в сфере общего образования);

среднее число обращений представителей бизнес-сообщества в орган государственной власти Российской Федерации (орган местного самоуправления) для получения одной государственной (муниципальной) услуги, связанной со сферой предпринимательской деятельности по состоянию на 1 января 2015 года, – исполнение 100,0 % (целевое значение – снижение числа обращений к 2014 году до двух);

среднее время ожидания в очереди при обращении заявителя в орган государственной власти Российской Федерации (орган местного самоуправления) для получения государственных (муниципальных) услуг по состоянию на 1 января 2015 года – исполнение 100,0 % (целевое значение – время ожидания к 2014 году до 15 минут).

По 6 целевым показателям достигнуты целевые значения досрочно (Таблица 4).


 

Таблица 4

Результаты достижения целевых ориентиров, поставленных

в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года

 

№ п/п

Наименование показателя

Целевое значение указов Президента Российской Федерации

Степень достижения, % (разы)

1

Отношение объема инвестиций в основной капитал к валовому региональному продукту

к 2015 году – 25,0 %

100,0

2

Отношение средней заработной платы преподавателей и мастеров производственного обучения образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования к средней заработной плате по субъекту Российской Федерации

к 2018 году до 100,0 % от средней заработной платы в регионе

106,2

3

Смертность от болезней системы кровообращения

к 2018 году снижение смертности до 649,4 случая на 100 тыс. населения

2,4 раза

4

Смертность от новообразований (в том числе злокачественных)

к 2018 году снижение смертности до 192,8 случая на 100 тыс. населения

1,7 раза

5

Смертность от туберкулеза

к 2018 году снижение смертности до 11,8 случая на 100 тыс. населения

2,2 раза

6

Младенческая смертность

к 2018 году снижение смертности до 7,5 на 1 тыс. родившихся живыми

1,7 раза

 

Подробная информация об исполнении указов Президента Российской Федерации в автономном округе в 2014 году представлена в соответствующих разделах настоящего отчета.

 

3. Демография

 

В Югре продолжилась реализация Концепция демографической политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

Положительная динамика в демографии характеризуется снижением уровня заболеваемости, смертности, увеличением продолжительности жизни населения Югры. Основные мероприятия, позволившие продолжить поступательное улучшение, реализованы в составе государственной программы «Развитие здравоохранения на 2014 - 2020 годы». Основные результаты программы по этому направлению представлены в таблице 5.

Таблица 5

 

Наименование показателя

2013

Значения показателя на 2014 год

план

факт

Потребление алкогольной продукции (в перерасчете на абсолютный алкоголь), литров на душу населения

10,4

10,3

10,1

Охват профилактическими медицинскими осмотрами детей, процент

98,6

98,8

98,8

Доля курящих среди населения, процент

42,5

41,0

32,7

Суммарный коэффициент рождаемости (число детей, рожденных одной женщиной репродуктивного возраста), на 1 тыс. населения

2,023

2,050

2,05

Смертность детей 0 - 17 лет, на 10000 населения соответствующего возраста

7,1

6,8

6,8

Охват санаторно-курортным лечением пациентов, процент

6,0

13,0

13,1

Охват реабилитационной медицинской помощью пациентов, процент

1,9

6,0

6,2

 

Югра сохранила высокие темпы естественного прироста на тысячу человек населения, занимая шестую позицию в рейтинге субъектов Российской Федерации. Основные демографические показатели демонстрируют устойчивый рост (таблица 6).

 

Таблица 6

Динамика показателей демографической ситуации[18]

 

 

2010

2011

2012

2013

2014

Численность постоянного населения (среднегодовая), тыс. человек

1529,2

1549,2

1572,7

1590,7

1605,3 [19]

Ожидаемая продолжительность жизни при рождении, лет

 

 

 

 

 

Югра

70,3

70,9

71,8

72,2

73,1[20]

Россия

68,9

69,8

70,2

70,8

71,0

Численность родившихся, человек

25089

25393

27812

27770

27770[21]

Коэффициент рождаемости, число родившихся на 1000 населения

 

 

 

 

 

Югра

16,4

16,4

17,7

17,5

17,3

Россия

12,5

12,6

13,3

13,2

13,3

Численность умерших, человек

10447

10068

9986

9967

10295

Коэффициент смертности, число умерших на 1000 населения

 

 

 

 

 

Югра

6,8

6,5

6,3

6,3

6,4

Россия

14,2

13,5

13,3

13,0

13,1

Естественный прирост населения,  человек

14642

15325

17826

17803

17475

Коэффициент естественного прироста, на 1000 населения

 

 

 

 

 

Югра

9,6

9,9

11,4

11,2

10,9

Россия

-1,7

-0,9

0,0

0,2

0,2

Миграционный прирост населения, человек

3745

8779

4999

-4478

-2537

Коэффициент миграционного прироста, на 10 тыс. человек населения

8,3

56,7

31,8

-29,0

-15,8

 

Югра относится к одним из самых «молодых» регионов Российской Федерации и занимает в этом рейтинге восьмую позицию. Средний возраст югорчан в 2014 году составил 34,1 года, что на 5,3 года моложе, чем средний возраст россиян (39,4 лет).

В структуре населения доля лиц моложе трудоспособного возраста – 22,0 %, на 4,8 % выше, чем в среднем по России (17,2 %), доля трудоспособного населения составляет 65,6 %, что на 6,3 % выше, чем по Российской Федерации (59,3 %). Доля граждан старше трудоспособного возраста – 12,4 %, что почти в 2 раза ниже, чем в среднем по Российской Федерации (23,5 %).

В Концепции социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года целью государственной демографической политики определено снижение темпов естественной убыли населения, стабилизация численности и создание условий для ее роста, а также повышение качества жизни и увеличение ожидаемой продолжительности жизни к 2025 году до 75 лет[22].

В Стратегии Югры – 2030 ожидаемая продолжительность жизни при рождении в Югре к 2020 году прогнозируется 75,5 лет, к 2030 году – до 78 лет.

Увеличение численности населения Югры обеспечивает естественный прирост за счет повышения рождаемости и снижения смертности. За период 2005-2009 годов суммарный коэффициент рождаемости увеличился: на 0,21 пункта (с 1,51 до 1,72 соответственно); за период 2010-2014 годов на 0,24 пункта (с 1,81 до 2,05 соответственно). В среднем число детей, рожденных 1 женщиной за весь фертильный период, в 2005-2010 гг. составило 1,6 ребенка, в период 2010-2015 гг. – 2 ребенка.

На повышение показателей рождаемости влияют не только прямые факторы, такие как благоприятная половозрастная структура населения, но и косвенные: реализация мер демографической политики на федеральном и региональном уровне, направленных на поддержку семей с детьми и повышение рождаемости.

Устойчивость развития региона заключается в политике, которая имеет социально-ориентированную направленность.

В автономном округе в 2002 году возникла первая «волна» рождаемости, на которую повлияла в том числе программа «Молодой семье – доступное жилье», с ее помощью молодые семьи приобретали новое жилье за счет окружной субсидии на строительство жилья и федеральной субсидии по рождению (усыновлению) ребенка.

С 2007 года рождаемость увеличивается за счет влияния дополнительных мер государственной поддержки: «материнский» или «семейный» капиталы, которые направлены на увеличение вторых и последующих рождений.

Третья волна рождаемости пришлась на период 2010-2012 гг. с реализацией программ: «Модернизации здравоохранения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» на 2011-2012 годы», «Современное здравоохранение Югры» на 2011-2013 годы и на период до 2015 года, активного внедрения в медицинскую практику системы современных медицинских технологий.

Число родившихся в период 2010-2014 гг. составило 133,8 тыс. человек, что превышает число родившихся в период 2005-2009 гг. на 22,4 % (109,3 тыс. человек).

Реализуемые в сфере демографической политики мероприятия позволили увеличить продолжительность жизни населения: на 2,4 года в период 2005-2009 гг. и на 2,8 года в 2010-2014 гг., что в общей сложности за 10 лет увеличило ожидаемую продолжительность жизни на 5,3 года.

 

4. Промышленность (по видам деятельности)

Таблица 7

Динамика индексов промышленного производства

по видам экономической деятельности

 

в процентах к соответствующему периоду предыдущего года

 

2010

2011

2012

2013

2014

Индекс промышленного производства

98,6

98,7

98,6

98,4

98,7

в том числе по видам деятельности:

 

 

 

 

 

Добыча полезных ископаемых

98,2

98,2

98,6

98,0

98,7

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды

100,3

102,5

99,6

105,8

99,8

Обрабатывающие производства, из них:

105,4

105,5

97,7

99,2

97,7

производство пищевых продуктов

96,1

100,2

116,8

105,8

93,2

текстильное и швейное производство

72,8

87,4

88,9

135,8

136,6

обработка древесины и производство изделий из дерева

78,8

104,7

77,3

99,1

93,2

производство нефтегазопродуктов

105,9

107,8

107,2

108,1

100,3

 

Цели экономической повестки дня (диверсификация экономики, технологическое обновление, развитие промышленного потенциала) концентрируются вокруг одной ключевой задачи – необходимости радикального повышения производительности труда.

Учитывая высокую степень зависимости экономики Югры от добычи полезных ископаемых, приоритетной задачей Правительства автономного округа является создание условий для достижения сбалансированного устойчивого развития и «зеленого» роста экономики за счет ее модернизации и перехода к инновационному развитию через повышение производительности труда и создание новых высокопроизводительных рабочих мест.

В рейтинге регионов со среднегодовым числом занятых менее 1 млн. человек по доле высокопроизводительных рабочих мест в общем числе рабочих мест в экономике региона, подготовленном Уполномоченным по защите прав предпринимателей при Президенте Российской Федерации при содействии рейтингового агентства «Эксперт РА», по предварительным итогам 2014 года Ханты-Мансийский автономный округ – Югра находится на одиннадцатом месте с долей высокопроизводительных рабочих мест в общем числе рабочих мест в 25,6 %[23].

 

4.1. Добыча полезных ископаемых

 

Сбалансированное развитие и использование минерально-сырьевой базы углеводородов и твердых полезных ископаемых для обеспечения устойчивого функционирования экономики и социальной стабильности в Югре – ключевая цель государственной программы Югры «Развитие и использование минерально-сырьевой базы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на 2014 - 2020 годы» (далее программа). Основные мероприятия программы, реализованные в 2014 году:

геологоразведочные работы на твердые полезные ископаемые;

формирование окружного кернохранилища минералами Приполярного Урала;

выплата поощрительных денежных вознаграждений за выявление месторождений общераспространенных полезных ископаемых;

обследование скважин, находящихся в собственности автономного округа;

подготовка реализации фонда скважин, находящихся в государственной собственности;

проведение ежегодного конкурса «Черное золото Югры»;

участие в проекте «Славим человека труда!», проводимого при участии Всероссийского совета местного самоуправления и при поддержке аппарата полномочного представителя Президента Российской Федерации в Уральском федеральном округе;

предоставление субсидий на компенсацию затрат на уплату процентов по привлекаемым заемным средствам в целях реализации инвестиционных проектов по освоению ресурсов торфа.

Результаты реализации программы представлены в таблице 8.

 

Таблица 8

Наименование показателей результатов

2013

Значение показателя

на 2014 год

 
 

план

факт

%

 

Количество участков недр углеводородного сырья, предлагаемых для лицензирования, единиц

60

76

77

101,3

 

Ежегодный прирост запасов за счет поисково-разведочного бурения, млн. тонн

57

57

71

124,6

 

Количество месторождений углеводородного сырья, единиц

471

473

480

101,5

 

Доля введенных в разработку месторождений углеводородного сырья от общего количества открытых месторождений, процент

49

50,3

53,9

107,2

 

Начальный коэффициент извлечения нефти

0,376

0,378

0,378

100,0

 

 

С начала разработки нефтяных месторождений на территории автономного округа (с 1964 года) по состоянию на 1 января 2015 года накопленная добыча нефти достигла уровня 10725,4 млн. тонн.

Таблица 9

Динамика производства видов продукции

 

 

2010

2011

2012

2013

2014

Нефть, млн. тонн

266,0

263,2

260,6

255,1

250,5

Темп роста, %

98,3

98,9

99,0

98,0

98,2

Газ, млрд. куб. м

31,4

31,4

32,3

33,0

31,8

Темп роста, %

101,0

100,0

102,9

103,4

95,6

 

Объем так называемой «легкой нефти» уменьшается, при этом ресурсная база автономного округа достаточна, чтобы обеспечивать необходимые устойчивые уровни добычи на десятилетия вперед. Очевидно, что меняется структура и соответственно качество ресурсов в сторону более глубоких горизонтов, более вязких фракций и сложных горно-геологических условий.

В связи с этим в Югре создаются условия для внедрения новых технологий поиска, разведки и оценки запасов углеводородного сырья, разработки новых технологии добычи трудноизвлекаемой нефти.

Принятые дополнительные меры на федеральном и региональном уровне окажут благоприятное влияние на повышение экономической эффективности ввода в разработку отложений баженовской свиты и позволят нефтяным компаниям активизировать свои действия в этом направлении.

Между Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации и Правительством автономного округа подписано Соглашение о сотрудничестве, направленное на объединение усилий по вводу в разработку запасов трудноизвлекаемой нефти.

Топливно-энергетический комплекс в среднесрочной перспективе останется ведущим звеном экономики Югры и России в целом.

 

4.2. Производство и распределение электроэнергии, газа и воды

 

Задача обеспечения потребителей электрической энергии надежным и качественным электроснабжением решается в соответствии с мероприятиями государственной программы Югры «Развитие жилищно-коммунального комплекса и повышение энергетической эффективности в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре на 2014 - 2020 годы» (далее – программа).

В 2014 году реализованы мероприятия, способствующие решению этой задачи:

предоставление субвенции на возмещение недополученных доходов организациям, осуществляющим реализацию населению сжиженного газа по социально ориентированным розничным ценам;

предоставление субвенции на возмещение недополученных доходов организациям, осуществляющим реализацию электрической энергии населению и приравненным к ним категориям потребителей в зоне децентрализованного электроснабжения автономного округа по социально ориентированным тарифам;

предоставление субсидии на возмещение недополученных доходов организациям, осуществляющим реализацию электрической энергии предприятиям жилищно-коммунального и агропромышленного комплексов, субъектам малого и среднего предпринимательства, организациям бюджетной сферы в зоне децентрализованного электроснабжения автономного округа по цене электрической энергии зоны централизованного электроснабжения;

реконструкция и строительство систем электроснабжения в населенных пунктах муниципальных образований автономного округа.

Результаты реализации программы представлены в таблицах 10, 11.

 

Таблица 10

 

Наименование показателей результатов

2013

Значение показателя на 2014 год

 
 

план

факт

%

 

Количество населенных пунктов, находящихся в зоне централизованного электроснабжения, единиц

145

150

150

100,0

 

Доля населенных пунктов, входящих в зону централизованного электроснабжения, процентов

70

75

75

100,0

 

Удельный расход топлива на выработку электрической энергии тепловыми электростанциями, т.у.т./тыс. МВт•ч.

309,76

306,67

306,67

100,0

 

Доля потерь электрической энергии при ее передаче по распределительным сетям в общем объеме переданной электрической энергии, процентов

6,86

6,8

6,8

100,0

 

 

Таблица 11

Динамика показателей отрасли[24]

 

 

2010

2011

2012

2013

2014

Выработка электрической энергии, млрд. кВт∙ч

80,2

85,2

84,7

89,2

90,1

Темп роста объема, %

104,4

106,2

99,4

105,3

101,0

Потребление электрической энергии, млрд. кВт∙ч

69,1

69,3

70,8

72,5

73,4

Темп роста объема, %

101,3

100,2

102,2

102,5

101,2

Производство теплоэлектроэнергии, млн. Гкал

24,3

22,2

22,0

21,4

21,8

Темп роста объема, %

99,2

91,4

99,1

97,3

101,9

 

Основную долю выработки электрической энергии обеспечивают Сургутская ГРЭС–1, Сургутская ГРЭС–2, Нижневартовская ГРЭС и Няганская ГРЭС общей установленной мощностью 12,1 тыс. МВт.

Таблица 12

Структура электропотребления[25]

 

 

Относительное потребление, %

Потреблено электроэнергии, в том числе:

100,0

Промышленные потребители

87,55

Сельское хозяйство

0,01

Прочие потребители

9,58

Население

2,86

 

В среднесрочном периоде прогнозируется увеличение электропотребления по крупнейшим потребителям в нефтегазовом комплексе. Наибольшая нагрузка прогнозируется по Нефтеюганскому энергорайону, что объясняется увеличением нефтедобычи и электропотребления на Приобском и Южно-Приразломном нефтяных месторождениях. В целях покрытия растущих потребностей в электрической энергии и недопущения энергодефицита в Югре, бесперебойного и гарантированного снабжения электроэнергией и теплоэнергией населения округа в 2014 году введен в эксплуатацию третий энергоблок Нижневартовской ГРЭС мощностью 410 МВт и третий энергоблок Няганской ГРЭС мощностью 418 МВт.

Активно развивается «малая» энергетика, представленная газотурбинными и газопоршневыми электростанциями, которые обеспечивают электроэнергией и теплом предприятия нефтегазового комплекса около 14,0 % от общего потребления. В 2014 году введены в эксплуатацию:

ГТЭС мощностью 36 МВт на Тайлаковском лицензионном участке ОАО «Славнефть – Мегионнефтегаз»;

ГТЭС мощностью 36 МВт на Федоровском лицензионном участке ОАО «Сургутнефтегаз»;

ГТЭС мощностью 3 МВт на Южно-Киняминском месторождении ООО «Газпромнефть-Хантос».

В 2014 году к централизованному электроснабжению подключены 5 населенных пунктов автономного округа (д. Деминская и д. Пугоры Березовского района, д. Нижние Нарыкары Октябрьского района, д. Тайлакова Сургутского района и д. Чембакчина Ханты-Мансийского района), в которых проживают более 700 человек. Это позволило увеличить долю населенных пунктов, обеспеченных централизованным электроснабжением, до 75,0 % (2013 год – 72,7 %). Присоединение к централизованной системе электроснабжения позволит ликвидировать ресурсную зависимость от завоза горюче-смазочных материалов и снизить себестоимость электрической энергии, что положительно повлияет на качество жизни населения и будет способствовать развитию малого бизнеса и местной промышленности.

В соответствии с инвестиционными программами сетевых организаций муниципальной электроэнергетики в 2014 году в населенных пунктах округа введено свыше 70 электросетевых объектов общим объемом 516,6 км линий электропередачи и 350,6 мегавольт-ампер трансформаторной мощности.

 

4.3. Обрабатывающие производства

 

4.3.1. Производство нефтепродуктов

 

В структуре обрабатывающего сектора организации по производству нефтепродуктов занимают 83,6 %.

На территории автономного округа действуют 6 нефтеперерабатывающих предприятий. Основную долю – 83,4 % в общем объеме выпускаемых нефтепродуктов занимает продукция ООО «Нижневартовское нефтеперерабатывающее объединение». Динамика производства продукции, выпускаемой нефтеперерабатывающими организациями, представлена в таблице 10. В 2014 году увеличилась глубина переработки нефти до 31,0 % (2013 год – 30,7 %).

Основную долю в общем объеме переработки попутного нефтяного газа в 2014 году занимают УПГ ОАО «Сургутнефтегаз» – 25,6 %, ООО «Нижневартовский ГПК» – 24,2 %, ООО «Белозерный ГПК» – 18,9 %. Эти 3 предприятия перерабатывают 68,7 % от общего объема попутного нефтяного газа, перерабатываемого в автономном округе.

За 2014 год газоперерабатывающими заводами переработано 24,3 млрд. куб. м попутного нефтяного газа.

Сургутский завод по стабилизации газового конденсата им. В.С.Черномырдина ООО «Газпром переработка» остается лидером по объему производства светлых нефтепродуктов. За 2014 год заводом переработано 8,6 млн. тонн газового конденсата, глубина переработки составила 99,8 %.

В декабре 2014 года на Сургутском ЗСК запущена в эксплуатацию установка стабилизации конденсата № 3 (УКС-3), которая позволит увеличить проектные перерабатывающие мощности завода с 8 до 12 млн. тонн в год. В декабре 2014 года на заводе приступили к строительству установки по осушке пропановой фракции от метанола, что позволит улучшить качество товарного пропана технического, который используется для коммунально-бытовых нужд и в качестве моторного топлива для заправки автомобилей. Окончание строительства запланировано на 2016 год.

Таблица 13

Динамика производства продукции,

выпускаемой нефтеперерабатывающими организациями [26]

 

 

2010

2011

2012

2013

2014

Бензин автомобильный, млн. тонн

1,3

1,3

1,4

1,5

1,6

Дизельное топливо, млн. тонн

1,0

1,0

1,3

1,4

1,5

ШФЛУ, млн. тонн

5,6

5,5

5,6

6,0

6,1

Сжиженный газ, млн. тонн

1,4

1,8

1,9

1,9

2,1

Сухой отбензиненный газ, млрд. куб. м

19,8

20,3

21,5

21,9

21,4

 

4.3.2. Обработка древесины и производство изделий из дерева

 

На повышение конкурентоспособности лесопромышленных организаций Югры, укрепление их позиций на внутреннем и внешнем рынках, обеспечение на этой основе комплексного устойчивого развития и повышение экономической эффективности работы лесопромышленных организаций, была направлена реализация мероприятий государственной программы автономного округа «Развитие лесного хозяйства и лесопромышленного комплекса Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на 2014-2020 годы» (далее – программа):

создание условий для расширения производства топливных древесных гранул (пеллет) и модернизации основных производственных фондов;

предоставление субсидий субъектам малого предпринимательства на возмещение части затрат на развитие материально-технической базы – 0,2 млн. рублей;

предоставление инвесторам субсидий на возмещение части затрат по лизинговым платежам за технологическое оборудование, используемое в заготовке, вывозке и обработке древесины, производстве изделий из дерева;

предоставление субсидий по ставке 3800 рублей/куб. м в сумме 187,1 млн. рублей; пиломатериалов по ГОСТ 26002-83 – 258,8 млн. рублей; биотоплива (гранул, брикетов) – 2,2 млн. рублей; готовых объектов деревянного домостроения – 6,1 млн. рублей; бруса ЛВЛ, клееной фанеры – 34,1 млн. рублей;

предоставление субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов по привлекаемым заемным средствам для реализации инвестиционных проектов («Производство щепы», «Расширение производства ДСП и увеличение мощности до 265 тыс. куб. м в год», «Установка второй линии ламинирования ДСП на базе ОАО «Югра-плит», «Развитие лесопильного и лесозаготовительного дивизионов» ОАО «Югорский лесопромышленный холдинг») в размере 40,9 млн. рублей.

Комплекс проводимых мероприятий позволил увеличить производство продукции с высокой добавленной стоимостью (плитное производство, пеллеты и др.), наряду со снижением производства необработанной древесины. 

Результаты реализации программы представлены в таблице 14.

 

Таблица 14

 

Наименование показателей результатов

2013

Значение показателя

на 2014 год

 
 

план

факт

%

 

Отношение фактического объема заготовки древесины к расчетной лесосеке, процент

8,3

8,5

8,5

100,0

 

Среднеотраслевая выработка на одного работающего, тыс. рублей/мес.

2043

2150

2 471

115,0

 

Создание высокопроизводительных рабочих мест в результате реализации инвестиционных проектов, единиц

40

40

40

100,0

 

Рентабельность организаций, процент

0,3

0,5

0,5

100,0

 

Удельный вес прибыльных организаций в их общем числе, процент

66,7

67,0

67,0

100,0

 

Привлечение инвестиций на реализацию инвестиционных проектов в лесопромышленном комплексе, млн. рублей

340,0

500,0

792, 4

158,0

 

 

В автономном округе созданы производственные комплексы, позволяющие выпускать все виды продукции деревообработки, за исключением целлюлозно-бумажного производства (Таблица 15).

Для обеспечения стабильности лесоперерабатывающих предприятий в 2014 году была продолжена работа по предоставлению лесных ресурсов. На 1 января 2015 года заключено 133 договора аренды лесных участков с целью заготовки древесины с допустимым объемом изъятия 3,3 млн. куб. м.

В декабре 2014 года в ОАО «Югорский лесопромышленный холдинг» введена в эксплуатацию автоматическая сортировочная линия по сухим пиломатериалам производительностью 150 тыс. куб. м в год на производственной площадке Малиновского лесопильного завода.

 

Таблица 15

Динамика производства видов продукции, выпускаемой организациями лесопромышленного комплекса[27]

 

 

2010

2011

2012

2013

2014[28]

Древесноволокнистая плита, тыс. куб. м

22,9

19,4

30,6

39,9

50,8

Топливные гранулы (пеллеты), тыс. тонн

7,7

11,8

11,5

14,8

23,1

Фанера клееная, тыс. куб. м

х

4,0

10,9

16,1

17,2

Древесностружечные плиты (ДСП) в т.ч. ламинированные, тыс. куб. м

2,6

101,0

110,0

82,2

152,4

х – нет данных

 



[1] Расчет Депэкономики Югры на основании оперативных сведений Росстата за январь-декабрь 2014 годаhttp://www.gks.ru/free_doc/2014/demo/edn12-14.htm

[2] Социально-экономическое положение России

[5] Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2015-2017 гг. (сентябрь 2014)

[6] По данным Федеральной налоговой службы (отчет 1-НМ)

[7] Распоряжение Правительства автономного округа от 22.02.2013 № 120-рп «О плане мероприятий («дорожной карте») «Организация системы мер, направленных на сокращение сроков, количества согласований (разрешений) при подключении к энергетической инфраструктуре в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре (2013-2017 годы)», с 12.12.2014 в соответствии с распоряжением Правительства автономного округа № 671-рп «О плане мероприятий («дорожной карте») по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре» 

[8] http://ekon.tmbadm.ru/assets/files/Reytingi/DOKLAD-FIN3.pdf

[9] Распоряжение Правительства автономного округа от 4 июля 2014 года № 382-рп «О плане мероприятий («дорожной карте») «Развитие конкуренции в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре»

[10] Распоряжение Губернатора автономного округа от 25.12.2014 №666-рг «О мерах систематизации работы по улучшению инвестиционного климата в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре»

[11] Распоряжение Правительства автономного округа от 12 декабря 2014 года № 671-рп «О плане мероприятий («дорожной карте») по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре»

[12] Постановление Правительства автономного округа 26 декабря 2014 года №515-п «О внесении изменений в постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 29 декабря 2011 года № 510-п «О Совете при Правительстве Ханты-Мансийского автономного округа – Югры по вопросам развития инвестиционной деятельности в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре»

[13] Постановление Правительства автономного округа от 26 декабря 2014 года № 508-п «О мерах по реализации Закона Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «О бюджете Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов»

[14] Регионы России. Социально-экономические показатели. 2014

[15] Регионы России. Социально-экономические показатели. 2014

 

[16] Распоряжение Губернатора автономного округа от 28 сентября 2012 года № 591 «О Комиссии по вопросам социально-экономического развития и мониторингу достижения целевых показателей социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа»

[17] Распоряжение Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 04.07.2012 № 424-рг «О мерах по реализации в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре некоторых Указов Президента Российской Федерации»

 

[18] Демографический ежегодник (2003-2014).Часть II Ханты-Мансийский автономный округ – Югра

[20] Предварительная оценка

[22] Концепция социально-экономического развития России на период до 2020 года (стр.29)

[24] Статистический сборник «Промышленное производство в Тюменской области (2009-2013)», Часть II, Тюмень, 2014, 05020.2

[25] Оценка Депэкономики Югры

[26] Данные Департамента по недропользованию автономного округа

[27] Статистический сборник «Статистический ежегодник (1990-2013)», 2014, 25014.2, Часть II

[28] Оперативная информация «Производство важнейших видов промышленной продукции за январь-декабрь 2014 года»

 

Продолжение (часть 2)

Обновлено: 03.05.2016 10:31